ПИСЬМО, НАЙДЕННОЕ НА ОСТРОВЕ ТАЙМЫР

В. ТРОИЦКИЙ, главный редактор карт и лоций Гидрографического предприятия Министерства Мореного флота СССР.

В 1878 году пароходы «Ве-га» и «Лева» шведской арктической экспедиции, возглавляемой знаменитым полярным исследователем

Норденшельдом, соверша -ли плавание вдоль северных берегов Азии. В Карском море они были задержаны сильным туманом и

несколько дней простояли у северо-западного берега полуострова Таймыр,

Высадившись на берег, участники экспедиции установили, что находятся на большом острове Таймыр, у северо-западного берега полуострова Таймыр,

Про эту стоянку в отчете Норденшельда сделана такая запись: «14 августа мы бросили якорь в прекрасной бухте, вдающейся в остров Таймыр с запада, которую я назвал Актиния по случаю того, что со дна добывали много актиний».

Карта острова Таймыр, составленная экспедицией Норденшельда.

Русский текст письма Нор* деншельда.

 

Гидрограф экспедиции итальянец Д. Бове определил местонахождение бухты Актиния — 76°15' северной широты. На его карте, приложенной к книге Нор-деншельда о плавании «Неги , показано, что бухта Актиния вдается в остров Таймыр с юго-запада на одну милю. На южном берегу бухты Бове сделал пометку с надписью: «Знак, сооруженный «Вегою». Об этом знаке сказано в отчете поручика О. Нордквиста, который участвовал в экспедиции Норденшельда от Русского географического общества, следующее: «17 августа соорудили каирн и поставили туда упакованную в жестяной ящик бутылку, в которую положен был краткий отчет о прибытии экспедиции в Таймыр и просьба на случай, если кто найдет его, передать сведения об экспедиции королю Швеции. Отчет был написан на шведском, английском и русском языках».

Спустя несколько дней экспедиция Норденшельда благополучно обогнула мыс Челюскин и проследовала на восток. После зимовки у берегов Чукотки, в 1879 го-*\у, «Вега» вышла в Тихий океан. Впервые Северный морской путь был пройден на всем его протяжении.

В 1893 году близ того же острова Таймыр, ожидая улучшения ледовой обстановки, стоял на якоре -сФрам». Знаменитый норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен записал в дневнике: «...Земля, видневшаяся прямо перед нами о северной части пролива, была берегом бухты Актиния, где стояла «Вега». Но тщетно я искал там сложенный Норден-шельдом гурий». (Гурей, или гурий,— так поморы называют знак, сложенный на берегу из камней для приметы становища.)

Восстановленный знак Нор-Р" деншельда на южном берегу бухты Актиния.

 

Знак Норденшельда не смогла обнаружить и зимовавшая в 1900—1901 годах неподалеку от бухты Актиния Русская полярная экспедиция Академии наук на яхте «Заря». В дневнике ее начальника Э. В. Толля читаем: «...залив у западной оконечности острова Таймыр следует рассматривать как гавань Актиния, но с уверенностью этого нельзя утверждать, так как гурия, построенного экспедицией на «Веге», найти не удалось».

По съемкам, проведенным этой экспедицией, Главное гидрографическое управление издало в 1908 году морскую карту №712, на которой остров Таймыр впервые изображался на основе точных астрономических пу нктов. Название «Бухта Актиния» было отнесено к незначительному изгибу северо-западного берега острова на широте 7645', а лежащая в двух милях южнее большая бухта была подписана «Бухта Оленья».

Переходя с карты на карту, эти названия бухт западного берега острова Таймыр дошли до нашего времени.

Изучая работы первых исследователей Таймыра, я обратил внимание на то, что крошечная, незначительная бухточка Актиния на северо-западном берегу острова Таймыр как-то не соответствует описаниям Норденшельда. И вот тогда, это было в 1967 году, у меня впервые закралось подозрение, что подлинная бухта Актиния — то место, где стояли суда Норденшельда,— ныне неверно называется Оленьей. Доказать правильность такого предположения могла только находка в бухте Оленьей знака с отчетом Норденшельда.

В 1970 году мне довелось участвовать в гидрографической экспедиции на судне «Секстан», работавшей в районе архипелага Норденшельда.

В конце августа тяжелые льды загнали судно в пролив между островами Нансена и Таймыр. Надо было переждать напор льдов в хорошо защищенном месте. Я рассказал капитану В. П. Смирнову о том, что у Норденшельда бухта Актиния-Оленья названа хорошим якорным местом. Решили зайти туда.

«Секстан» бросил якорь посредине бухты. С мостика штурманской рубки в бинокли осмотрели берега. На южной стороне, как раз там, где должен быть знак Норденшельда, мы увидели квадратный предмет. Казалось, что это какое-то искусственное сооружение. Присмотрелись получше— нет, большой гранитный валун.

Спустили моторную

шлюпку. Втроем — старший штурман Анатолий Арзу-бов, механик Борис Труба-чев и я — высадились на каменистый южный берег. Поднимаемся на высоту по топкой тундре, стараясь ступать на плоские гранитные плиты, которыми она усеяна. «Из них-то и должны были соорудить гурий шведские путешественники»,— думалось нам. Однако никакого искусственного сооружения или его развала нигде нет.

Мои разочарованные спутники отправились поохотиться. А я все же решил сходить к огромному валуну, который мы увидели в бинокль с судна.

Подошел ближе, смотрю: большой, в рост человека, валун стоит на ребре, а к нему привалена куча камней. Из них торчит обломок деревянного шеста. Сам шест, длиной 3,5 метра, валяется рядом. Вот он, знак Норденшельда!

Я внимательно осмотрел шест: излом давний, на древке продольные царапины. Это, конечно, следы когтей медведя. Он имеет привычку точить когти о вертикально стоящие бревна.

Осторожно разобрал груду камней, под ними обнажилась небольшая яма, заполненная водой. Из илистого дна вытащил обломок шеста. Ощупал руками дно ямы, где стоял шест. Там были осколки стекла и куски заржавевшей жести, что-то вроде круглой банки. Вдруг всплыла пробка, а за ней скатанная в рулончик бумага, пропитанная водой. С одной стороны рулончик был цел, с другой расползался при прикосновении.

Я взял его с величайшей осторожностью, сразу догадался, что это и есть письмо Норденшельда. Подошли мои спутники. Вместе мы восстановили знак примерно в первоначальном виде: поставили шест, укрепили его теми же камнями. Получился гурий высотой 1,2 метра с торчащим из него шестом. Рядом приставили и укрепили камнями доску, найденную на берегу. На ней ножом сделали надпись: «Гурий Норденшельда найден 2/1Х-70 г. г/с «Секстан».

Гурий, установленный в 1878 году, разрушился, видимо, оттого, что летом оттаявшая почва под тяжестью камней сильно просела. Осыпавшиеся камни раздавили байку и бутылку. Письмо Норденшельда летом лежало в воде и мокром иле, зимой его сковывало морозом.

На судне с большими предосторожностями развернули подсохший рулончик. Оказалось, что это лист размером 24 X 48 сантиметров. С одной стороны разбирались потускневшие строки, написанные по-шведски, и четкая подпись «А. Е. Нор-деншельд», а внизу еще две-три фразы по-английски. На обороте был русский текст. Хотя он имел пропуски, удалось прочитать:

Шведская арктическая экспедиция 1878 года на пароходах Беге и Лене оставила гавань Диксона 10 августа. Совершила путь до сих пор по почти что совершенно свободного от льда моря, бросила якорь здесь 14 августа, где и лежит до сих пор, ожидая случая продолжать путешествие, принимая путь на запад и север вокруг Таймырского острова, когда теперь господствующий сильный туман это сделает возможным. Все благополучно.

Прошу покорно немедленно переслать это известие к Его Высочеству королю Швеции.

На пароходе Беге.

17 августа 1878.

А. Е. Норденшельд.

На судне был составлен акт о находке, сделана запись в судовом журнале. В акте высказывалось пожелание направить письмо на родину знаменитого шведского ученого.

Находка письма Норденшельда в бухте Оленьей доказала, что в названиях бухт Актиния и Оленья произошла путаница. Получилось это, вероятно, из-за того, что широта бухты Актиния в отчете Норденшельда указана неточно: 76°15Г вместо 76°13/. Ошибка в две минуты вполне объяснима: 1з-за туманов трудно было определить широту точнее.

На основании акта о на ходке и выписки из судо вого журнала гидрографи ческого судна «Секстан» Гидрографическое предприятие Министерства морского флота в январе 1971 года дало Извещение мореплавателям исправить на морских картах и в лоции Карского моря название «бухта Оленья» на «бухта Актиния». На морские карты нанесен знак, подписываемый «гурий Норденшельда».

В Ленинграде акт о находке и выписка из судового журнала были переданы Географическому обществу СССР.

В январе 1971 года президиум Географического общества СССР заслушал сообщение о находке на Таймыре письма Норденшельда и вынес решение переслать оригинал письма в Швецию, что и было сделано в мае текущего года.

© Редакция журнала "Наука и жизнь"